«Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в социуме посредством ситуативно-имитационного моделирования»

03.02.2024

 «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в социуме посредством ситуативно-имитационного моделирования»

Оптимальным периодом формирования социальных навыков является дошкольный возраст. Одним из главных факторов, за счет которого происходит их формирование, выступает процесс познания, с помощью которого ребенок получает опыт поведения в той или иной ситуации. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, поэтому обучение детей основам безопасности жизнедеятельности является одной из первостепенных задач успешной социализации, а также сохранения здоровья. В образовательном процессе старших дошкольников мы широко используем ситуативно-имитационное моделирование, как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений.

Моделирование относится к методам активного обучения, он направлен на организацию образовательного процесса и мотивированию ребенка к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе познавательной деятельности. Благодаря моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность для индивидуализации работы. 

Метод ситуативно-имитационного моделирования, построен на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях.

Условия для эффективного использования метода  представлены на слайде.

При реализации данного направления образовательный процесс строится в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (организованной образовательной деятельности и деятельности  ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

В организованной деятельности особое внимание уделяется тому, чтобы помочь детям осознать ситуацию как проблемную, представляющую потенциальную опасность через выдвижение гипотез и прогнозов о «возможности — невозможности»  действия для каждого ребенка или всей группы детей сначала в привычных, а затем в изменяющихся условиях.

При этом используется: моделирование игровых образовательных ситуаций с детьми;

наблюдение за действиями других детей с комментированием их действий сначала самими воспитанниками, а затем воспитателем;

ролевые игры, в процессе которых разыгрываются ситуации, ребенок берет на себя определенную роль, поступает так, как необходимо поступить в данной ситуации;

театрализованные постановки, способствующие «приближению» правил дорожной безопасности к ребёнку через игровую мотивацию,

Условия эффективного использования метода ситуативно-имитационного моделирования учитываются при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в нашем учреждении.

Важное требование к предметной среде — ее вариативность. В нашем дошкольном учреждении, благодаря своеобразию материалов, художественно-образным решением, мобильностью  компонентов развивающая среда имеет свой колорит и форму.Хочу такой сайт

  Инициативная группа создали игровую площадку - «Школу Аркадия Паровозова»,  в которой представлены основные направления по вопросам безопасности: пожарная безопасность; безопасность дорожного движения; профилактика КОВИД;  ребенок дома и на природе. Было разработано Положение, расписание для каждой группы.

 Участники Школы – воспитанники от 3 до 7 лет, их родители и педагоги ДОУ. Образовательная деятельность организуется  в формате Минуток безопасности,  осуществляется 1 раз в неделю с каждой категорией участников, в соответствии с утвержденным планом работы на текущий учебный год. Занятия имеют практико-ориентированный характер, организуются по подгруппам  во второй половине дня.

 

В «Школе Аркадия Паровозова» накоплен занимательный игровой материал: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, ОБЖ.

   Учитывая разносторонние интересы детей, игры и атрибуты располагаются в постоянном доступе, периодически обновляясь. В процессе игровой деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях, расширяется кругозор.

Практика показала, что детям нравится моделирование ситуаций на макетах (например, разыгрываются ситуации «А если вдруг пожар»,  «Прогулка по городу», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», «Поездка за город», и др.). Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности.

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их.

А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты  обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной  действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, атрибутов, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх.

Немаловажное значение имеет проведение экскурсий и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Проводя целевые прогулки по микрорайону и улицам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют все участники дорожного движения, как работают светофоры, внимание детей акцентируем на таких важных для безопасности движения моментах, как освещенность, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность.

После такой прогулки, в детском саду, используя метод ситуативно-имитационного моделирования в игровой форме обыгрывает дорожные ситуации.

Таким образом при моделировании подобных ситуаций у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. А так же у детей формируются правила безопасности, которые они запомнят, и будут применять в жизни.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».